— Пока еще для многих туристов Тюменская область – регион-сюрприз. Устойчивые стереотипы при слове «Тюмень» формируют образ холодного серого промышленного региона, где зима девять месяцев в году, мороз и непроходимая тайга. Мы прикладываем много усилий, чтобы развернуть сознание людей. Результаты уже есть.
Максимальное значение показателя туристического потока было в 2019 году – 3,2 млн туристов. За пять лет, начиная с 2015 года, Тюменская область удвоила значение более чем в два раза. При этом качественно менялась структура потока, а значит и экономическая эффективность работы отрасли.
Идет активная работа по восстановлению объектов индустрии гостеприимства. Благодаря программам поддержки отрасли от Ростуризма — запуск программы «Кэшбэк за туристические поездки по России», субсидирование чартерных рейсов, запуск в реализация отраслевого Национального проекта и медиапродвижение направлений отдыха внутри России — удалось достичь качественного результата в сложный для отрасли период. Мы не просто восстановили турпоток, но перенастроили некоторые отраслевые процессы, стали быстрее адаптироваться к изменениям и встраиваться в новые тренды.
Термальная столица: чем Тюмень привлекает туристов
В 2020 году при поддержке Ростуризма в Тюменской области был открыт первый в России термальный сезон, регион получил статус «Столицы термальных вод России». Как за это время изменился турпоток, готова ли инфраструктура региона к наплыву гостей и чем может удивить путешественников — в интервью РБК Тюмень рассказала директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова.
— По прогнозам, в этом году регион посетят более 3 млн туристов, как меняется сама отрасль?
— Еще 5-6 лет назад туристы приезжали в Тюменскую область на 1-2 дня, как правило, в деловых целях. Расходы были минимальными с учетом проживания в городских отелях – порядка 6-7,5 тыс. руб. Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к увеличению сроков пребывания туристов и среднего «чека»: продолжительность поездок составляет от 4 до 7 дней, а средний бюджет поездки – 16-30 тыс. руб. без транспортной составляющей. И все больше гостей прибывает в регион с целью отдыха, доля таких туристов увеличилась значительно.
География гостей достаточно разнообразна, но основную долю занимают туристы из соседних регионов: Свердловской области, ХМАО-Югры, ЯНАО, Курганской и Челябинской областей. Также приезжают из Омской области, из Москвы и Московской области, Пермского края, Республики Башкортостан и Санкт-Петербурга.
— Магнитов много, все зависит от целевой аудитории. Например, узнать реальную версию происхождения названия «Сибирь» и побывать в месте, где она начинается, можно только в Тюменской области.
Тобольск – это историческое наследие длиною в несколько эпох, начиная от истории присоединения Сибири к Российской Империи, неразрывной связи с Домом Романовых, сибирского купечества до нефтегазового освоения Западной Сибири. Здесь родился Митя Менделеев, который стал великим русским ученым, преподавал Петр Ершов – автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок». Здесь сохранились здания, которые помнят торговцев Великого шелкового пути, путешественников, пленных шведов и декабристов.
Магнитом является и музей Григория Распутина, который находится на его исторической родине в селе Покровском. Легенды, загадки, мистические истории всегда притягивали гостей.
Ну и, конечно, термальные источники. Свои услуги круглый год гостям предлагают более 20 термальных комплексов: санаторно-курортные учреждения, городские курорты, как в Венгрии, и загородные спа-отели.
— Многие сегодня выбирают экотуризм или сельский туризм – одно из трендовых направлений в последние два года. Мы предлагаем загородные локации, глэмпинги, сплавы по спокойным живописным рекам, экскурсии на подворья и фермерские хозяйства. Любители этнической темы также найдут для себя предложение.
Сегодня важно развивать сервис, «бесшовный путь» гостя. В регион можно прилететь в аэропорты Тюмени или Тобольска, прибыть по железнодорожной магистрали или по автодорогам, которые соединяют юг с севером и восток с западом, пересекая Тюменскую область. Важно развивать компетенции отраслевых специалистов, работать в области устойчивого развития отрасли. Для создания новых проектов правительством региона уже сделан важный шаг – туристическая отрасль включена в перечень приоритетных направлений инвестиционной стратегии развития.
— Говоря о развитии делового туризма, как вы оцениваете потенциал региона в этом направлении сегодня?
— В Тюменской области всегда был активный деловой поток, еще со времен нефтегазового освоения большой Тюменской области, включая северные округа. Наличие крупных нефтегазовых организаций, нефтесервисных компаний давало множество деловых мероприятий. Это сформировало определенную долю в структуре потока и до 2018 года она достигала 60-70%. Ситуация изменилась в период пандемии. В 2022 году MICE-направление постепенно начинает оживать. Проходит все больше очных мероприятий, а значит командировок, стало больше деловых мероприятий в офлайн формате.
Деловой турист – это гость, которому однозначно будет комфортно и интересно здесь. Тем более, что лететь из Москвы до Тюмени чуть более 2 часов, из Санкт-Петербурга – около 3 часов. В целом выполняются прямые рейсы по более чем 40 направлениям.
— Какие крупные мероприятия вы бы отметили?
— В Тюменской области сегодня проводятся мероприятия с численностью до 3 тыс. участников. Например, нефтегазовый форум. Есть инфраструктура и возможности для MICE-групп от 30 до 500 участников. Кроме того, за последнее время в регионе появились свои DMC-компании, готовые принимать под ключ.
— Что на сегодняшний день является ключевым магнитом для туристов? Какие направления, на ваш взгляд, стоит развивать?
— Развитие инфраструктуры для делового туриста также связано с сезонностью, как использовать данные объекты в низкий сезон?
— Спады основного туристического потока в межсезонье уже второй год подряд компенсируются участием региона в программе субсидируемых поездок по России от Ростуризма и платежной системы «Мир» — туристический кэшбек, — сотрудничеством с федеральным туроператором Fun&Sun в части реализации новых этапов чартерных программ в Тюменскую область.
Реализуем и новые проекты. В марте в рамках сотрудничества ОАО «РЖД» и Правительства Тюменской области запустили шестидневный железнодорожный круиз «В Сибирь».
— Насколько перспективным, на ваш взгляд, является развитие событийного туризма?
— Событийные мероприятия – широко используемый инструмент привлечения туристского потока. Мы ежегодно формируем календарь событий в регионе. Так, в июне 2022 года программы фестивалей «Театр наций FEST» и «Лето в Тобольском кремле» прошли в период реализации четвертого этапа чартерной программы. Также пробуем объединить несколько мероприятий. Например, сформировали целый цикл мероприятий на две недели в Тобольске: театральные, музыкальные события, фестиваль ремесел, ярмарочные мероприятия. В планах, чтобы «Лето в Тобольском кремле» длилось все лето, и гости в любой день или выходной могли посетить что-то интересное.
«Мы запустили региональную программу лояльности «Сибирское гостеприимство» и попали в пул первых чартерных программ. Ну а самое главное – определили еще одно приоритетное направление в туризме – развитие wellness-туризма с использованием термальных минеральных вод»
директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области
«Термальные источники — это «морезаменитель», наши термы — это наследники древнего моря, которое десятки миллионов лет назад протекало на территории региона, но оказалось законсервированным в недрах земли и сегодня выходит на поверхность в виде термальных минеральных источников»
директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области
«В Тюменскую область можно приезжать в любое время года. Если говорить про зиму, то у нас нет экстремальных температур, климат комфортный. Все предложения остаются действительными с корректировкой под погодные условия. Традиционный деловой сезон стартует в сентябре и длится до майских праздников»
директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области
— Сегодня, действительно, бум развития эко- и сельского туризма. Спрос рождает предложение: свои услуги предлагают более 50 загородных локаций.
Все больше набирают популярность глэмпинги – новый вид загородного отдыха (в Нижнетавдинском районе «Море Леса», Тюменском районе «Сны леса»). Среди предложений – экскурсии на сыроварню или рыборазводную ферму. Домашний сыр или свежая стерлядь – каждый выбирает сам. Множество тематических локаций, которые раскрывают культуру народов – малочисленных народов Севера, сибирских татар, сибирских казаков.
Для любителей походных условий услуги предоставляет туристический клуб «Эко-тур72», его ведущим является известный тюменский ученый-натуралист и путешественник Павел Ситников. Экотуры включают посещение природных территорий и памятников природы, палеонтологические экспедиции.
В эконаправлении развивается охотничье-рыболовный туризм – предложение для узкой специализированной аудитории. Сегодня в регионе представлены два аутфитора [специалисты, профессионально занимающиеся организацией охоты], которые под запрос формируют программу и сопровождение под ключ. В регионе представлено несколько охотничьих хозяйств, предлагающие организацию трофейной охоты на медведя, кабана, косулю, лося, боровую дичь.
— Термальные источники – это про отдых или про здоровье?
— Отдых на термальных водах – это мировой тренд, но в России – это пока малоизвестное направление. Оно совмещает в себе обе опции: здоровье и отдых, проще говоря, wellness-туризм.
Термальные минеральные воды залегают в недрах земли на глубине от 800 метров. Каждые 33 метра глубины повышают температуру воды на один градус. Как правило, вода добывается на глубине от 1,2-1,5 тыс. метров, поэтому имеет постоянную температуру от 36 до 45 градусов. Вода соленая хлоридно-натриевая, насыщенная полезными минералами, имеет качественные бальнеологические свойства и применяется как для питья, так и в бассейнах.
«Из уникальных предложений: прокатиться по пересеченной местности на плавучих снегоболотоходах тюменской сборки «Росомаха» в экопарке «Тайга»; переночевать в домике на дереве в комплексе «Гнездо»; прогуляться по экотропе «СИБУРа» или в парке «Ермаково Поле» в Тобольске; порыбачить в «ФишПарке»
директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области
— Дорого ли посетить термальную столицу России?
— Туроператорами разработан и реализуется брендовый региональный тур «Сибирские термы. Горячее сердце Тюмени». В программу тура включено проживание, посещение термальных комплексов, экскурсии, услуги гида, трансфер и питание. Стоимость на 3 дня/2 ночи составит 15 650 руб. на человека.
— Какие еще направления, на ваш взгляд, пока недооценены инвесторами? Какие меры поддержки в сфере туризма предлагает область?
— Важно, что сфера туризма включена в перечень приоритетных направлений инвестиционной стратегии региона. В числе направлений для потенциальных инвесторов можно выделить термальные комплексы, строительство нового номерного фонда, особенно в тех нишах, которые не заняты.
Значимая мера, реализуемая на уровне региона – проведение конкурсов на оказание грантовой поддержки проектам, направленным на развитие внутреннего и въездного туризма. В 2022 году 12 организаций получили субсидии из регионального бюджета на общую сумму 10 млн руб. для реализации своих проектов на территориях девяти муниципальных образований.
В целом, инвестиционный климат Тюменской области
входит в пятерку самых комфортных стране, что уже является гарантией возможного эффективного сотрудничества. Все потенциальные проекты сопровождаются специалистами региональной команды InvestTyumen, которые сегодня реализуют оптимальный механизм по привлечению инвестиций и сопровождению проекта с нулевой инвестиционной фазы, включая и предоставление преференциальных режимов, различных мер поддержки.
— Какие программы предусмотрены для повышения компетенций региональных управленческих команд в создании туристической инфраструктуры и турпродуктов?
— В мае 2022 года запустили цикл традиционных обучающих мероприятий для специалистов сферы туризма. Это стратегические сессии, лекции топовых экспертов, стажировки в других регионах. Обучение проходят гиды, экскурсоводы, отельеры, рестораторы, туроператоры и турагенты, специалисты муниципальных администраций. В этом году отдельно планируем организовать курсы для термальных комплексов.
С июля вступит в силу соответствующая норма федерального закона 132-ФЗ и обязательная аттестация станет неотъемлемой частью профессиональной деятельности гидов, экскурсоводов. Мы начали готовиться к этому процессу заранее, расширив по времени традиционный обучающий формат, а также привлекли региональное профессиональное сообщество краеведов и государственный университет.
До конца года по всем направлениям проведем обучающие мероприятия, стажировки, получим обратную связь и запланируем курсы на следующий год.
— Как вы оцениваете перспективы развития туристической отрасли в регионе в ближайшие пять лет? От чего это будет зависеть?
— Мы прогнозируем положительную динамику развития индустрии гостеприимства. Продолжим системную работу по организации отраслевых процессов, налаживанию сервисных инструментов по продвижению туристического потенциала региона. В планах – внедрить стандарты для туристических объектов, создать полноценный «бесшовный путь» гостя, нарастить качественный поток самостоятельных туристов, расширить географию.
На мой взгляд, туризм – это бесконечный алгоритм действий по созданию продукта, его улучшению и адаптации, тут нет «нет предела совершенству». Что будет в тренде через пять лет, остается только предполагать. Главное – чтобы система внутри отрасли работала как единый слаженный механизм.
Директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова — о том, зачем ехать в Сибирь, где искупаться в древнем море и что стоит посмотреть.
- Музыкальный фестиваль «Лето в Тобольском кремле» и Театр Наций FEST в Тобольске;
- Масленичный разгуляй с выпеканием 3-метрового блина и Сибирский карнавал в Ялуторовске;
- Спортивные соревнования всероссийского проекта «Стальной характер»;
- Фестиваль экстремальных видов спорта «Битва на Туре» команды «ЭкстримЭкспо»;
- Ежегодное открытие термального сезона в Тюменской области.
— Как меняется география путешественников, их ожидания, сезонность, средний чек и срок пребывания?
— Какие туристические тренды только набирают популярность в регионе?
Календарь ключевых событий в регионе:
— Вы уже отметили рост популярности сельского и экотуризма, какие развлечения могут попробовать туристы в регионе?
Топ-5 мест, которые туристу стоит посетить, чтобы почувствовать себя настоящим сибиряком
Фестиваль «Лето в Тобольском кремле»
Парк «Тобол»