Перезагрузка национальных маршрутов

Российская туриндустрия восстанавливается после коронакризисного шока, несмотря на почти полное отсутствие иностранных туристов. Благодаря гостям из российских регионов турпоток в Петербург по итогам текущего года может достичь 8 млн человек — 75% допандемийного уровня. Какие факторы способствовали восстановлению, как и откуда привлечь дополнительных туристов, чем могут помочь государство и наднациональные организации — обсуждали участники Петербургского международного туристского форума Saint Petersburg TRAVEL HUB-2022.

Санкт-Петербург восстанавливается вдвое быстрее многих туристических столиц, заявил председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. В целом, по оценкам Всемирной туристской организации UNWTO, 700 млн туристов путешествовали по миру в период с января по сентябрь 2022 года, что более чем вдвое (+133%) превышает показатель за тот же период прошлого года и соответствует 63% от уровня 2019 года. В Петербурге же, как сообщил Корнеев, по итогам года ожидается до 8 млн гостей — 75-78% допандемийного турпотока. По последним данным, за январь-октябрь 2022 года туристский поток в Петербург превысил 7 млн прибытий, что на 32% выше аналогичного показателя 2021 года.
В числе основных причин высоких темпов восстановления глава комитета назвал оживление MICE-сегмента и рост потока российских туристов. «MICE-сегмент значительно поддержал загрузку средств размещения весной и осенью. Загрузка коллективных средств размещения еще не достигла допандемийных значений, но отмечается явный рост в период проведения конгрессно-выставочных и событийных мероприятий», — отметил Корнеев.

Для дальнейшего развития этого направления в рамках форума было подписано соглашение о сотрудничестве в продвижении Санкт-Петербурга как центра делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности. Участниками соглашения стали СПБ ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро», СПб ГБУ «Городское Туристско-Информационное Бюро» и АО «Аэропорт «Пулково».
Интересный Петербург:
«Санкт-Петербург восстанавливается вдвое быстрее многих туристических столиц. За январь-октябрь 2022 года туристский поток в Петербург превысил 7 млн прибытий, что на 32% выше аналогичного показателя 2021 года»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Кейс Петербурга: MICE и регионы
Поддержку петербургской туриндустрии оказало, в том числе, развитие маршрутов Серебряного ожерелья России, поскольку Петербург является ключевым транспортным хабом на Северо-Западе, который «раздает» прибывающих туристов далее по региону. Как отметила заместитель полпреда президента РФ в СЗФО Любовь Совершаева, благодаря общей синергии всех участников проекта спрос на поездки по маршрутам Серебряного ожерелья в этом году, согласно данным продаж туроператоров, вырос на 10-15%.

Совершаева напомнила, что благодаря федеральным и региональным мерам государственной поддержки внутреннего туризма за 10 лет существования межрегионального проекта Серебряное ожерелье появились сотни новых маршрутов, включая национальные туристические маршруты – «Истории и тайны средневекового Выборга», «Государева дорога» и «Гран тур Карелия».
Увидеть Петербург и вернуться
Показатели внешнего туризма по-прежнему скромны. По данным Сергея Корнеева, доля иностранных туристов не превысит по итогам года 3–4%. В то же время, комитет наращивает взаимодействие с рынками СНГ, Ближнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, глава комитета отметил многообещающие перспективы привлечения туристов из Индии.

Интерес индийских туристов к России подтвердил управляющий директор Salvia Promoters Pvt Ltd Индия Прашант Чаудхари. По его оценке, к 2027 году Индия может достичь целевого показателя в полмиллиона визитов индийских туристов в Россию.

По данным UNWTO, средний турист из Индии тратит за поездку около $2 тыс. «Таким образом, это не только дало бы доход России в размере $1 млрд в год, но и послужило бы поводом для инвестиций в секторе продуктов питания и напитков, в гостиничную индустрию и т. д. А также создало бы новые возможности трудоустройства», – отметил Прашант Чаудхари.
Блеск Серебряного ожерелья
«Динамика текущего года доказала, что отели города выдержали серьезный стресс-тест, который связан как последствиями пандемии, так и изменившимися геополитическими условиями», — подчеркнул глава комитета.

После ухода с российского рынка международных агрегаторов Booking.com и AirBnB россияне перестроились на новые схемы бронирования. Как сообщила директор b2b-направления онлайн-агрегатора «Островок.ру» Дарья Кочеткова, сегодня 29,6% россиян бронируют отели напрямую на сайтах объектов. Остальные две трети рынка распределены между отечественными онлайн-агрегаторами.

Василиса Щебет, ведущий специалист по развитию коммуникация с партнерами компании Bnovo, отметила, что уход «букинга» простимулировал выход на рынок новых сервисов – конструкторов путешествий.
Топ регионов, из которых прибывали гости в Петербург в 2022 году: Москва и Московская область (33% внутреннего потока), Карелия, Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Новгородская и Архангельская области, Пермский край и Владимирская область.
Участники туристической отрасли не планируют останавливаться на достигнутом и осваивают новые инструменты для дальнейшего восстановления турпотока. Так, Петербург в 2021 году вошел в сеть креативных городов ЮНЕСКО как «Город гастрономии». Ольга Хомова, гендиректор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, представила на форуме проекты соединения музыки и гастрономии, музыки и художественного творчества, которые могут привлечь новую категорию туристов в город.

Идею соединения разных творческих инициатив поддержал координатор гастрономического кластера сети креативных городов ЮНЕСКО Эдуардо Сейджо. Он подчеркнул, что все гастрогорода работают с другими специалистами: например, с урбанистами – в проекте выращивания продуктов питания в городе без использования земельных участков, или с защитниками идентичности городов – в проекте сохранения культуры выращивания специй.
«С появлением постановления правительства статус национального маршрута стал официальным, стало понятно, что тема национальных маршрутов требует перезагрузки, а столицы не могут быть вне игры»
Майя Ломидзе
исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР)
Изумрудный лес
Гости из Индии
Российские туристы в связи с последними событиями предпочитают отдых внутри страны, и одним из наиболее востребованных внутренних направлений является Петербург. Туристы из регионов готовы приезжать в Северную столицу снова и снова — доля возвратных поездок, по оценкам комитета, в текущем сезоне может приблизиться к допандемийным показателям и составить порядка 40%. На протяжении последних трех лет, впрочем, она не опускалась ниже 30%. Больше половины внутреннего потока приходится на семейный туризм, при этом с детьми в Петербург приезжали 27% путешественников, еще 25% – семьей без детей.

Топ регионов, из которых прибывали гости в этом году, традиционно начинается с Москвы и Московской области (33% внутреннего потока). Далее идут Карелия, Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Новгородская и Архангельская области, Пермский край и Владимирская область.
Кроме того, Петербург подал заявку на собственный национальный туристический маршрут. Об этом сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) и сопредседатель Экспертного совета по развитию внутреннего и въездного туризма.

«Это прорыв. Ранее все инстанции, анализируя претендентов на национальные маршруты, всегда исключали крупные города, у которых с турпотоком все было хорошо – такие как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань. С появлением постановления правительства статус национального маршрута стал официальным, стало понятно, что тема национальных маршрутов требует перезагрузки, а столицы не могут быть вне игры», – сказала Ломидзе.
Реализация масштабных проектов по развитию туризма невозможна без финансовой поддержки государства. Как рассказал гендиректор Корпорации «Туризм.РФ» Сергей Красноперов, на рынке востребованы, в частности, такие инструменты, как финансирование инвестпроектов со стороны корпорации и субсидирование процентной ставки для инвесторов. Эти меры предусмотрены в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры».

«Вместе с Минстроем, распорядителем бюджетных средств по нацпроекту, мы формируем новые механизмы поддержки, и они уже показали свою востребованность и привлекательность для инвесторов. В частности, Корпорация «Туризм.РФ» получила право самостоятельно реализовывать проекты на ранних этапах: планирования, проектирования, привлечение основных средств. Этим снимаются многие риски для инвестора. Также Корпорация получила право получать долю в новых инвестпроектах свыше 50%, а также предоставлять акционерные займы – все это тоже востребовано инвесторами», – отметил Красноперов.
Новые проекты
Петербургский международный туристский форум Saint Petersburg TRAVEL HUB-2022 прошел 7-9 декабря. Форум организован Комитетом по развитию туризма и Конгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга при поддержке Корпорации «Туризм.РФ», Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Ассоциации туроператоров России и Российского союза выставок и ярмарок. За три дня состоялось более 50 выступлений экспертов: представителей госорганов и туристских ассоциаций, глав туркомпаний, специалистов в области развития территорий и брендинга, экспертов в сфере отдельных видов туризма. В рамках форума было подписано 12 соглашений о сотрудничестве.
Инструменты поддержки
По данным UNWTO, средний турист из Индии тратит за поездку около $2 тыс.
Жизнь без «букинга»
Справка
Изумрудный лес
Региональные меры поддержки также играют значимую роль. Как сообщил Сергей Корнеев, за 2020-2021 год региональными налоговыми льготами на общую сумму 1,5 млн руб. воспользовались 816 петербургских предприятий. Кроме того, за 2020-2022 годы было выдано 109 льготных займов на сумму 361,8 млн руб. для сохранения 2129 рабочих мест.
Перезагрузка национальных маршрутов
Российская туриндустрия восстанавливается после коронакризисного шока, несмотря на почти полное отсутствие иностранных туристов. Благодаря гостям из российских регионов турпоток в Петербург по итогам текущего года может достичь 8 млн человек — 75% допандемийного уровня. Какие факторы способствовали восстановлению, как и откуда привлечь дополнительных туристов, чем могут помочь государство и наднациональные организации — обсуждали участники Петербургского международного туристского форума Saint Petersburg TRAVEL HUB-2022.
Кейс Петербурга: MICE и регионы
Санкт-Петербург восстанавливается вдвое быстрее многих туристических столиц, заявил председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. В целом, по оценкам Всемирной туристской организации UNWTO, 700 млн туристов путешествовали по миру в период с января по сентябрь 2022 года, что более чем вдвое (+133%) превышает показатель за тот же период прошлого года и соответствует 63% от уровня 2019 года. В Петербурге же, как сообщил Корнеев, по итогам года ожидается до 8 млн гостей — 75-78% допандемийного турпотока. По последним данным, за январь-октябрь 2022 года туристский поток в Петербург превысил 7 млн прибытий, что на 32% выше аналогичного показателя 2021 года.
«Санкт-Петербург восстанавливается вдвое быстрее многих туристических столиц. За январь-октябрь 2022 года туристский поток в Петербург превысил 7 млн прибытий, что на 32% выше аналогичного показателя 2021 года»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
В числе основных причин высоких темпов восстановления глава комитета назвал оживление MICE-сегмента и рост потока российских туристов. «MICE-сегмент значительно поддержал загрузку средств размещения весной и осенью. Загрузка коллективных средств размещения еще не достигла допандемийных значений, но отмечается явный рост в период проведения конгрессно-выставочных и событийных мероприятий», — отметил Корнеев.

Для дальнейшего развития этого направления в рамках форума было подписано соглашение о сотрудничестве в продвижении Санкт-Петербурга как центра делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности. Участниками соглашения стали СПБ ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро», СПб ГБУ «Городское Туристско-Информационное Бюро» и АО «Аэропорт «Пулково».
Увидеть Петербург и вернуться
Российские туристы в связи с последними событиями предпочитают отдых внутри страны, и одним из наиболее востребованных внутренних направлений является Петербург. Туристы из регионов готовы приезжать в Северную столицу снова и снова — доля возвратных поездок, по оценкам комитета, в текущем сезоне может приблизиться к допандемийным показателям и составить порядка 40%. На протяжении последних трех лет, впрочем, она не опускалась ниже 30%. Больше половины внутреннего потока приходится на семейный туризм, при этом с детьми в Петербург приезжали 27% путешественников, еще 25% – семьей без детей.

Топ регионов, из которых прибывали гости в этом году, традиционно начинается с Москвы и Московской области (33% внутреннего потока). Далее идут Карелия, Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Новгородская и Архангельская области, Пермский край и Владимирская область.
Топ регионов, из которых прибывали гости в Петербург в 2022 году: Москва и Московская область (33% внутреннего потока), Карелия, Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Новгородская и Архангельская области, Пермский край и Владимирская область.
Блеск Серебряного ожерелья
Поддержку петербургской туриндустрии оказало, в том числе, развитие маршрутов Серебряного ожерелья России, поскольку Петербург является ключевым транспортным хабом на Северо-Западе, который «раздает» прибывающих туристов далее по региону. Как отметила заместитель полпреда президента РФ в СЗФО Любовь Совершаева, благодаря общей синергии всех участников проекта спрос на поездки по маршрутам Серебряного ожерелья в этом году, согласно данным продаж туроператоров, вырос на 10-15%.

Совершаева напомнила, что благодаря федеральным и региональным мерам государственной поддержки внутреннего туризма за 10 лет существования межрегионального проекта Серебряное ожерелье появились сотни новых маршрутов, включая национальные туристические маршруты – «Истории и тайны средневекового Выборга», «Государева дорога» и «Гран тур Карелия».
Рыба на Даче><meta itemprop=
Гости из Индии
Показатели внешнего туризма по-прежнему скромны. По данным Сергея Корнеева, доля иностранных туристов не превысит по итогам года 3–4%. В то же время, комитет наращивает взаимодействие с рынками СНГ, Ближнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, глава комитета отметил многообещающие перспективы привлечения туристов из Индии.

Интерес индийских туристов к России подтвердил управляющий директор Salvia Promoters Pvt Ltd Индия Прашант Чаудхари. По его оценке, к 2027 году Индия может достичь целевого показателя в полмиллиона визитов индийских туристов в Россию.

По данным UNWTO, средний турист из Индии тратит за поездку около $2 тыс. «Таким образом, это не только дало бы доход России в размере $1 млрд в год, но и послужило бы поводом для инвестиций в секторе продуктов питания и напитков, в гостиничную индустрию и т. д. А также создало бы новые возможности трудоустройства», – отметил Прашант Чаудхари.
По данным UNWTO, средний турист из Индии тратит за поездку около $2 тыс.
Жизнь без «букинга»
«Динамика текущего года доказала, что отели города выдержали серьезный стресс-тест, который связан как последствиями пандемии, так и изменившимися геополитическими условиями», — подчеркнул глава комитета.

После ухода с российского рынка международных агрегаторов Booking.com и AirBnB россияне перестроились на новые схемы бронирования. Как сообщила директор b2b-направления онлайн-агрегатора «Островок.ру» Дарья Кочеткова, сегодня 29,6% россиян бронируют отели напрямую на сайтах объектов. Остальные две трети рынка распределены между отечественными онлайн-агрегаторами.

Василиса Щебет, ведущий специалист по развитию коммуникация с партнерами компании Bnovo, отметила, что уход «букинга» простимулировал выход на рынок новых сервисов – конструкторов путешествий.
Новые проекты
Участники туристической отрасли не планируют останавливаться на достигнутом и осваивают новые инструменты для дальнейшего восстановления турпотока. Так, Петербург в 2021 году вошел в сеть креативных городов ЮНЕСКО как «Город гастрономии». Ольга Хомова, гендиректор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, представила на форуме проекты соединения музыки и гастрономии, музыки и художественного творчества, которые могут привлечь новую категорию туристов в город.

Идею соединения разных творческих инициатив поддержал координатор гастрономического кластера сети креативных городов ЮНЕСКО Эдуардо Сейджо. Он подчеркнул, что все гастрогорода работают с другими специалистами: например, с урбанистами – в проекте выращивания продуктов питания в городе без использования земельных участков, или с защитниками идентичности городов – в проекте сохранения культуры выращивания специй.
Рыба на Даче><meta itemprop=
Кроме того, Петербург подал заявку на собственный национальный туристический маршрут. Об этом сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) и сопредседатель Экспертного совета по развитию внутреннего и въездного туризма.

«Это прорыв. Ранее все инстанции, анализируя претендентов на национальные маршруты, всегда исключали крупные города, у которых с турпотоком все было хорошо – такие как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань. С появлением постановления правительства статус национального маршрута стал официальным, стало понятно, что тема национальных маршрутов требует перезагрузки, а столицы не могут быть вне игры», – сказала Ломидзе.
«С появлением постановления правительства статус национального маршрута стал официальным, стало понятно, что тема национальных маршрутов требует перезагрузки, а столицы не могут быть вне игры»
— Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР)
Инструменты поддержки
Реализация масштабных проектов по развитию туризма невозможна без финансовой поддержки государства. Как рассказал гендиректор Корпорации «Туризм.РФ» Сергей Красноперов, на рынке востребованы, в частности, такие инструменты, как финансирование инвестпроектов со стороны корпорации и субсидирование процентной ставки для инвесторов. Эти меры предусмотрены в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры».

«Вместе с Минстроем, распорядителем бюджетных средств по нацпроекту, мы формируем новые механизмы поддержки, и они уже показали свою востребованность и привлекательность для инвесторов. В частности, Корпорация «Туризм.РФ» получила право самостоятельно реализовывать проекты на ранних этапах: планирования, проектирования, привлечение основных средств. Этим снимаются многие риски для инвестора. Также Корпорация получила право получать долю в новых инвестпроектах свыше 50%, а также предоставлять акционерные займы – все это тоже востребовано инвесторами», – отметил Красноперов.
Рыба на Даче><meta itemprop=
Региональные меры поддержки также играют значимую роль. Как сообщил Сергей Корнеев, за 2020-2021 год региональными налоговыми льготами на общую сумму 1,5 млн руб. воспользовались 816 петербургских предприятий. Кроме того, за 2020-2022 годы было выдано 109 льготных займов на сумму 361,8 млн руб. для сохранения 2129 рабочих мест.
Справка
Петербургский международный туристский форум Saint Petersburg TRAVEL HUB-2022 прошел 7-9 декабря. Форум организован Комитетом по развитию туризма и Конгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга при поддержке Корпорации «Туризм.РФ», Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Ассоциации туроператоров России и Российского союза выставок и ярмарок. За три дня состоялось более 50 выступлений экспертов: представителей госорганов и туристских ассоциаций, глав туркомпаний, специалистов в области развития территорий и брендинга, экспертов в сфере отдельных видов туризма. В рамках форума было подписано 12 соглашений о сотрудничестве.
Материалы по теме
Зимнее гастрономическое приключение
Путешествуем по России. Петербург. Стоит посетить