Перезагрузка национальных маршрутов
Российская туриндустрия восстанавливается после коронакризисного шока, несмотря на почти полное отсутствие иностранных туристов. Благодаря гостям из российских регионов турпоток в Петербург по итогам текущего года может достичь 8 млн человек — 75% допандемийного уровня. Какие факторы способствовали восстановлению, как и откуда привлечь дополнительных туристов, чем могут помочь государство и наднациональные организации — обсуждали участники Петербургского международного туристского форума Saint Petersburg TRAVEL HUB-2022.
Санкт-Петербург восстанавливается вдвое быстрее многих туристических столиц, заявил председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. В целом, по оценкам Всемирной туристской организации UNWTO, 700 млн туристов путешествовали по миру в период с января по сентябрь 2022 года, что более чем вдвое (+133%) превышает показатель за тот же период прошлого года и соответствует 63% от уровня 2019 года. В Петербурге же, как сообщил Корнеев, по итогам года ожидается до 8 млн гостей — 75-78% допандемийного турпотока. По последним данным, за январь-октябрь 2022 года туристский поток в Петербург превысил 7 млн прибытий, что на 32% выше аналогичного показателя 2021 года.
В числе основных причин высоких темпов восстановления глава комитета назвал оживление MICE-сегмента и рост потока российских туристов. «MICE-сегмент значительно поддержал загрузку средств размещения весной и осенью. Загрузка коллективных средств размещения еще не достигла допандемийных значений, но отмечается явный рост в период проведения конгрессно-выставочных и событийных мероприятий», — отметил Корнеев.
Для дальнейшего развития этого направления в рамках форума было подписано соглашение о сотрудничестве в продвижении Санкт-Петербурга как центра делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности. Участниками соглашения стали СПБ ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро», СПб ГБУ «Городское Туристско-Информационное Бюро» и АО «Аэропорт «Пулково».
«Санкт-Петербург восстанавливается вдвое быстрее многих туристических столиц. За январь-октябрь 2022 года туристский поток в Петербург превысил 7 млн прибытий, что на 32% выше аналогичного показателя 2021 года»
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Кейс Петербурга: MICE и регионы
Поддержку петербургской туриндустрии оказало, в том числе, развитие маршрутов Серебряного ожерелья России, поскольку Петербург является ключевым транспортным хабом на Северо-Западе, который «раздает» прибывающих туристов далее по региону. Как отметила заместитель полпреда президента РФ в СЗФО Любовь Совершаева, благодаря общей синергии всех участников проекта спрос на поездки по маршрутам Серебряного ожерелья в этом году, согласно данным продаж туроператоров, вырос на 10-15%.
Совершаева напомнила, что благодаря федеральным и региональным мерам государственной поддержки внутреннего туризма за 10 лет существования межрегионального проекта Серебряное ожерелье появились сотни новых маршрутов, включая национальные туристические маршруты – «Истории и тайны средневекового Выборга», «Государева дорога» и «Гран тур Карелия».
Увидеть Петербург и вернуться
Показатели внешнего туризма по-прежнему скромны. По данным Сергея Корнеева, доля иностранных туристов не превысит по итогам года 3–4%. В то же время, комитет наращивает взаимодействие с рынками СНГ, Ближнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, глава комитета отметил многообещающие перспективы привлечения туристов из Индии.
Интерес индийских туристов к России подтвердил управляющий директор Salvia Promoters Pvt Ltd Индия Прашант Чаудхари. По его оценке, к 2027 году Индия может достичь целевого показателя в полмиллиона визитов индийских туристов в Россию.
По данным UNWTO, средний турист из Индии тратит за поездку около $2 тыс. «Таким образом, это не только дало бы доход России в размере $1 млрд в год, но и послужило бы поводом для инвестиций в секторе продуктов питания и напитков, в гостиничную индустрию и т. д. А также создало бы новые возможности трудоустройства», – отметил Прашант Чаудхари.
Блеск Серебряного ожерелья
«Динамика текущего года доказала, что отели города выдержали серьезный стресс-тест, который связан как последствиями пандемии, так и изменившимися геополитическими условиями», — подчеркнул глава комитета.
После ухода с российского рынка международных агрегаторов Booking.com и AirBnB россияне перестроились на новые схемы бронирования. Как сообщила директор b2b-направления онлайн-агрегатора «Островок.ру» Дарья Кочеткова, сегодня 29,6% россиян бронируют отели напрямую на сайтах объектов. Остальные две трети рынка распределены между отечественными онлайн-агрегаторами.
Василиса Щебет, ведущий специалист по развитию коммуникация с партнерами компании Bnovo, отметила, что уход «букинга» простимулировал выход на рынок новых сервисов – конструкторов путешествий.
Топ регионов, из которых прибывали гости в Петербург в 2022 году: Москва и Московская область (33% внутреннего потока), Карелия, Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Новгородская и Архангельская области, Пермский край и Владимирская область.
Участники туристической отрасли не планируют останавливаться на достигнутом и осваивают новые инструменты для дальнейшего восстановления турпотока. Так, Петербург в 2021 году вошел в сеть креативных городов ЮНЕСКО как «Город гастрономии». Ольга Хомова, гендиректор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, представила на форуме проекты соединения музыки и гастрономии, музыки и художественного творчества, которые могут привлечь новую категорию туристов в город.
Идею соединения разных творческих инициатив поддержал координатор гастрономического кластера сети креативных городов ЮНЕСКО Эдуардо Сейджо. Он подчеркнул, что все гастрогорода работают с другими специалистами: например, с урбанистами – в проекте выращивания продуктов питания в городе без использования земельных участков, или с защитниками идентичности городов – в проекте сохранения культуры выращивания специй.
«С появлением постановления правительства статус национального маршрута стал официальным, стало понятно, что тема национальных маршрутов требует перезагрузки, а столицы не могут быть вне игры»
исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР)
Российские туристы в связи с последними событиями предпочитают отдых внутри страны, и одним из наиболее востребованных внутренних направлений является Петербург. Туристы из регионов готовы приезжать в Северную столицу снова и снова — доля возвратных поездок, по оценкам комитета, в текущем сезоне может приблизиться к допандемийным показателям и составить порядка 40%. На протяжении последних трех лет, впрочем, она не опускалась ниже 30%. Больше половины внутреннего потока приходится на семейный туризм, при этом с детьми в Петербург приезжали 27% путешественников, еще 25% – семьей без детей.
Топ регионов, из которых прибывали гости в этом году, традиционно начинается с Москвы и Московской области (33% внутреннего потока). Далее идут Карелия, Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Новгородская и Архангельская области, Пермский край и Владимирская область.
Кроме того, Петербург подал заявку на собственный национальный туристический маршрут. Об этом сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) и сопредседатель Экспертного совета по развитию внутреннего и въездного туризма.
«Это прорыв. Ранее все инстанции, анализируя претендентов на национальные маршруты, всегда исключали крупные города, у которых с турпотоком все было хорошо – такие как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань. С появлением постановления правительства статус национального маршрута стал официальным, стало понятно, что тема национальных маршрутов требует перезагрузки, а столицы не могут быть вне игры», – сказала Ломидзе.
Реализация масштабных проектов по развитию туризма невозможна без финансовой поддержки государства. Как рассказал гендиректор Корпорации «Туризм.РФ» Сергей Красноперов, на рынке востребованы, в частности, такие инструменты, как финансирование инвестпроектов со стороны корпорации и субсидирование процентной ставки для инвесторов. Эти меры предусмотрены в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры».
«Вместе с Минстроем, распорядителем бюджетных средств по нацпроекту, мы формируем новые механизмы поддержки, и они уже показали свою востребованность и привлекательность для инвесторов. В частности, Корпорация «Туризм.РФ» получила право самостоятельно реализовывать проекты на ранних этапах: планирования, проектирования, привлечение основных средств. Этим снимаются многие риски для инвестора. Также Корпорация получила право получать долю в новых инвестпроектах свыше 50%, а также предоставлять акционерные займы – все это тоже востребовано инвесторами», – отметил Красноперов.
Петербургский международный туристский форум Saint Petersburg TRAVEL HUB-2022 прошел 7-9 декабря. Форум организован Комитетом по развитию туризма и Конгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга при поддержке Корпорации «Туризм.РФ», Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Ассоциации туроператоров России и Российского союза выставок и ярмарок. За три дня состоялось более 50 выступлений экспертов: представителей госорганов и туристских ассоциаций, глав туркомпаний, специалистов в области развития территорий и брендинга, экспертов в сфере отдельных видов туризма. В рамках форума было подписано 12 соглашений о сотрудничестве.
По данным UNWTO, средний турист из Индии тратит за поездку около $2 тыс.
Региональные меры поддержки также играют значимую роль. Как сообщил Сергей Корнеев, за 2020-2021 год региональными налоговыми льготами на общую сумму 1,5 млн руб. воспользовались 816 петербургских предприятий. Кроме того, за 2020-2022 годы было выдано 109 льготных займов на сумму 361,8 млн руб. для сохранения 2129 рабочих мест.