специальный проект
Внутренний туризм стал самостоятельным трендом
Основатель «Акорн Девелопмент» и CEO* апарт-отеля Villa Monte Arkhyz* Марта-Екатерина Марич — об инвестиционных возможностях регионов, условиях круглогодичного спроса и перспективах Архыза
Недвижимость в курортных регионах дорожает: в Сочи, Анапе и Геленджике цены на курортную недвижимость за год поднялись на 15–25%. В результате инвестиционный спрос перетекает в альтернативные, ранее недооцененные регионы — Алтай, Карелию, Северо-Кавказский федеральный округ — и новые форматы недвижимости, к объектам с управлением. Как меняется спрос на курорты Архыза, что особенно привлекает туристов и как инвесторы минимизируют риски — в интервью Марты-Екатерины Марич в рамках спецпроекта РБК «Курортная недвижимость».
Часть I. Отечественный курортный рынок
— В каком состоянии рынок курортной недвижимости в России? Какие регионы растут быстрее всего?
— За последние три года внутренний туризм стал не просто альтернативой зарубежным направлениям, а самостоятельным трендом. Это закономерно усилило интерес инвесторов к недвижимости в туристических локациях. По моим наблюдениям, наиболее динамично развиваются Кавказ, Алтай и южные регионы — там, где туризм становится круглогодичным. Люди ищут комбинацию природы, инфраструктуры и понятной инвестиционной модели. С этой точки зрения курорты вроде Архыза находятся в начале большого цикла развития, когда потенциал роста особенно высок.
— Может ли он по темпам роста сравниться в Красной Поляной, например?
— Думаю да, потенциал роста цен здесь действительно сопоставим с ранними этапами развития Красной Поляны. Архыз — это курорт с сильной природной базой и правильной динамикой инфраструктурного развития. Здесь сформировались комфортные условия для круглогодичного отдыха: горнолыжный сезон длится до апреля, а летом востребованы трекинг, велосипедные маршруты, астротуризм.

Выход на рынок Архыза сегодня гораздо доступнее и может в будущем повторить судьбу Сочи. Это создает возможности для инвесторов, которые хотят войти в проект до пика стоимости.
«Выход на рынок Архыза сегодня гораздо доступнее и может в будущем повторить судьбу Сочи. Это создает возможности для инвесторов, которые хотят войти в проект до пика стоимости»
Марта-Екатерина Марич
CEO апарт-отеля Villa Monte Arkhyz
— Что, помимо ожидаемого роста турпотока, является главным аргументом, чтобы инвестировать в Архыз сейчас?
— Главный аргумент — профессиональное управление и понятная модель доходности. Отельный формат позволяет не зависеть от личного участия и сезонности. Управляющая компания отвечает за загрузку, сервис и маркетинг, а инвестор получает возможность на стабильный доход, не занимаясь текущими вопросами. Если говорить о жилье вне отельного формата, его ликвидность часто ниже, особенно в некурортный сезон. Отель же при грамотном подходе позволяет оставаться востребованным круглый год за счет событийного, делового и семейного туризма.
Апарт-отель Villa Monte Arkhyz
Часть II. Факторы инвестиционной ценности
— В проекте Villa Monte Arkhyz большое внимание уделяется архитектуре и дизайну. Насколько заметно они влияют на ликвидность объекта и долгосрочную инвестиционную привлекательность?
— Напрямую. Архитектура и качество исполнения определяют, насколько объект будет конкурентоспособен через 5 и даже 10 лет. B Villa Monte мы исходили из принципа, что дизайн — не украшение, а инструмент. Натуральные материалы, панорамные окна, видовые решения — все это повышает эмоциональную ценность и формирует устойчивый интерес со стороны гостей. Для инвестора это выражается в более высокой загрузке и меньших издержках на обновление в будущем.
— Острая сезонность и постоянные операционные расходы традиционно считаются риском для курортной недвижимости. Как ваша модель инвестирования учитывает эти особенности?
— Мы используем котловую систему распределения дохода — все собственники получают равномерную долю прибыли вне зависимости от загрузки конкретного номера. Это сглаживает влияние сезонных колебаний. Кроме того, Архыз — это уже не только зимний курорт. Летние программы, байк-парк, астротуризм и трекинговые маршруты формируют дополнительный поток гостей, который поддерживает заполняемость отеля.
«Мы используем котловую систему распределения дохода — все собственники получают равномерную долю прибыли вне зависимости от загрузки конкретного номера. Это сглаживает влияние сезонных колебаний»
Марта-Екатерина Марич
CEO апарт-отеля Villa Monte Arkhyz
Часть III. Обучение внутри
— В структуре компании есть Acorn Business School*. Как образовательное направление влияет на инвестиционную ценность проектов?
— Это стратегическая часть нашей экосистемы. Acorn Business School занимается подготовкой управленцев и специалистов для гостиничного и туристического бизнеса. Мы обучаем персонал, который будет работать на наших объектах, и консультируем других девелоперов. Это гарантирует единый стандарт сервиса, а для инвесторов означает стабильное качество управления и высокий уровень гостевого опыта, который напрямую влияет на доходность.
Часть IV. Работа с рисками
— Какие механизмы вы используете, чтобы гарантировать высокую загрузку отеля? Есть ли планы или стратегии на случай, если фактический поток туристов окажется ниже ожиданий?
— Ключевую роль играет профессиональная управляющая компания с опытом работы на курортных объектах. У нее сформирована сеть дистрибуции, корпоративные контракты и инструменты динамического ценообразования. Кроме того, мы делаем ставку на преимущества самого отеля — наличие ресторана, SPA*, обсерватории и видовых площадок. Это позволяет формировать собственный спрос, не зависящий только от склонов. Что касается инфраструктуры, Архыз развивается при поддержке государства, и мы видим, как ежегодно вводятся новые объекты — дороги, трассы, инженерные сети. Поэтому долгосрочные риски здесь минимальны.
— Какие ключевые риски видите на рынке курортной недвижимости Архыза в ближайшие 3–5 лет? Кроме долгосрочного договора с управляющей компанией, какие инструменты вы используете, чтобы защитить интересы инвесторов?
— Основной риск — это скорость развития территории, и я имею в виду не только строительство дорог или аэропортов. Когда курорт находится в стадии активного роста, важно, чтобы за инфраструктурой успевали сервисы и кадры. Мы решаем этот вопрос системно — через собственные образовательные программы и стандарты обслуживания. Кроме того, все сделки проходят по 214-Ф3, а в договоре предусмотрена полная стоимость с отделкой и оснащением. Это защищает инвестора как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации.
*Villa Monte Arkhyz - Вилла-Монте Архыз, SPA - СПА, Acorn Business School – АКОРН БИЗНЕС ШКОЛА, Chief Executive Officer - генеральный директор

Реклама. Villa Monte Arkhyz. Рекламодатель: ООО «МИРА-ГРУПП». Застройщик: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ВИЛЛА МОНТЕ АРХЫЗ". Проектная декларация на сайте наш.дом.рф/сервисы/каталог-новостроек/объект/60655 ERID: 2SDnjf26b3u
Курортная недвижимость читайте также:
Выбрать свой объект для инвестиций и больше узнать об апарт-отеле Villa Monte Arkhyz можно на сайте проекта